ruende

От автоматизации к строительству - интервью с Генеральным директором ЗАО НПП «ЭнергопромСервис»

Главная / Новости / Публикации

Наличие автоматизированных систем управления сегодня становится одним из факторов конкурентоспособности отечественного бизнеса. Без учета энергоресурсов, эффективного контроля и оперативного управления производством в современном мире не может существовать ни одно предприятие. Российский рынок АСУ динамично развивается, а вместе с ним — и инжиниринговые компании. Молодое, но уже завоевавшее доверие клиентов ЗАО НПП «ЭнергопромСервис» (ЭНПРО) всего за четыре года своей деятельности успешно реализовало порядка ста проектов в этой сфере. И это не случайно: специалисты ЭНПРО детально разбираются в мельчайших нюансах построения АСУ в электроэнергетике и промышленности, а гибкая финансовая политика компании позволяет заказчикам выстраивать оптимальную инвестиционную стратегию.

О преимуществах сотрудничества с ЭНПРО рассказывает его генеральный директор Дмитрий ТУЛЬЧИНСКИЙ.

— Дмитрий Михайлович, определите для начала основные направления сегодняшней работы ЭНПРО?

— Таких направлений в нашей компании несколько. Мы начинали работать как компания-интегратор, выполняющая работы по созданию автоматизированных систем управления на предприятиях промышленности и электроэнергетики. Это в первую очередь системы коммерческого и технического учета электроэнергии, а также системы телемеханики и связи и системы управления технологическими процессами. На сегодняшний день нами реализовано порядка 100 проектов по автоматизации. Но поскольку любое устройство, не говоря уж о системах, нуждается в грамотной эксплуатации, поддержке и модернизации мы предлагаем услуги по сервисному обслуживанию АСУ.

Ещё одно направление деятельности нашей компании — проектирование и строительство электросетевых объектов. Это принципиально иной вид деятельности, нежели автоматизация. В прошлом году в компанию пришли несколько специалистов с серьёзным опытом в этой сфере деятельности и уже сегодня мы работаем по этому направлению. Ни для кого не секрет, что Единая энергетическая система нуждается в дополнительных подстанциях и линиях электропередачи; многие отечественные электросетевые хозяйства нуждаются в модернизации.

— Какие тенденции существуют сегодня в этих сегментах рынка?

— В настоящее время на рынке АСУ заканчивается тот этап, когда на первом месте стояла задача построения полноценных систем коммерческого учета. Сегодня активно модернизируются системы телемеханики и связи. И, конечно, перед всеми, кто уже внедрил АСУ, стоит серьезная задача их обслуживания. Эту деятельность предприятия могут вести несколькими способами: держать собственный штат наладчиков и программистов, причем часто узкой специализации, своими силами модернизировать оборудование либо отдать данный процесс на аутсорсинг. Производственники, умеющие считать деньги и концентрирующие свои усилия на собственном бизнесе, выбирают последний вариант.

Так, в структуре нашей компании создано подразделение инженеров, детально разбирающихся в отдельных компонентах различных систем, действует служба поддержки клиентов. Мы проводим дистанционный мониторинг: меры быстрого реагирования, к которым мы прибегаем в случаях возникновения сбоев, и наличие на складах запасных частей позволяют нам при необходимости в течение суток быть на месте для устранения неполадок или решения других задач.

С этой же целью — освобождения компаний от непрофильной деятельности — запущен наш интернет-сервис.

— Расскажите подробнее об этой услуге.

— Наша компания сегодня одна из немногих на рынке, которая предоставляет возможность через веб-интерфейс получать данные от автоматизированных систем. Зачем это нужно? Возьмем для примера бизнес-центр. Основная его деятельность — сдача помещений в аренду, а главная задача — обеспечение клиента необходимыми для работы ресурсами: телефонной и интернет-связью, электроэнергией. Мы предоставляем услуги по оснащению здания точками учета и дистанционному считыванию объемов потребления. Наш клиент не вкладывает огромных средств в создание верхнего уровня систем, то есть серверов и аналитические комплексов, а за абонентскую плату получает все необходимые для расчетов данные через свою веб-страницу. Все данные обрабатываются у нас, причем не имеет значения, где находится сам клиент — информация передаётся через Интернет.

С помощью этой системы можно анализировать результаты и настраивать биллинг. В итоге, за бюджетную инсталляцию и небольшую абонентскую плату заказчик имеет возможность получать готовые отчеты, помогающие не только вести технический учет, но и планировать экономическую деятельность фирмы.

— Для кого ЭнергопромСервис уже создал или разрабатывает решения по автоматизации?

— Среди наиболее интересных и крупных проектов можно выделить создание систем коммерческого учёта для завода «Алтайвагон» и Центральной обогатительной фабрики «Беловская». Самым же масштабным был проект в Башкирии, где мы модернизировали АИИС КУЭ генерирующей компании, объединяющей четырнадцать станций, на двенадцати из них также заменили системы телемеханики. Задача здесь была довольно необычная: создать интегрированную систему коммерческого учета и телемеханики, удовлетворяющую всем требованиям инфраструктурных организаций. Масштабность этого проекта вытекает из характеристик объектов автоматизации: 512 точек коммерческого учета и более 7 600 телеизмерений, снимаемых с 400 присоединений. Благодаря модернизации у Башкирэнерго появилась возможность более четко строить графики режимов выработки энергоресурсов, эффективнее участвовать в торгах на оптовом рынке электроэнергии, получать хорошую прибыль от результатов своей деятельности. Сейчас мы продолжаем работу в этом регионе, проводим модернизацию АИИС КУЭ БашРЭСа по точкам, граничащим со смежными субъектами, находящимися вне системы ОАО «Башкирэнерго».

Среди клиентов ЭНПРО есть и другие генерирующие компании — ТГК-2, Росэнергоатом, Гидро-ОГК, Ярэнерго, а также энергосбытовые и промышленные предприятия. Сегодня мы активно работаем над системой коммерческого и технического учета, диспетчерского управления на Череповецком металлургическом комбинате. На другом объекте Северстали — в Санкт-Петербурге, внедряем АСУ ТП Листопрокатного цеха.

Очень серьёзный проект, который сейчас мы уже заканчиваем — это создание Автоматизированной системы обмена технологической информацией концерна «Росэнергоатом» с Автоматизированной системой Системного оператора. Масштабы этого проекта говорят за себя: девять атомных станций, где на каждой установлены системы телемеханики. От этих систем информация поступает в Кризисный центр и Центральное управление коммерческого диспетчирования концерна, а так же в в филиалы ОАО «СО ЕЭС» — Региональные диспетчерские управления. Наши инженеры предложили оригинальное решение, построенное на оборудовании разных фирм-производителей и с использованием программного обеспечения, которым пользуется Системный оператор. Система построена таким образом, что она, в первую очередь, удобна для персонала станций. На каждой станции есть возможность наблюдать за режимом работы основного электрооборудования. Система строится по модульному принципу, где нет жёсткой привязки к определённому оборудованию. В ходе эксплуатации заказчик имеет возможность в любой момент заменить любой элемент на аналогичный (другого производителя), и система при этом не потеряет своей функциональности.

География нашей профессиональной деятельности постоянно расширяется, и мы готовы предложить металлургическим, горно-добывающим и нефте-химическим комбинатам свои решения. Накопив колоссальный опыт и знания, мы способны выполнить задачи в рамках почти любого предприятия.

— Как вам удается справляться с такими крупными проектами?

— В первую очередь благодаря большому штату квалифицированных специалистов. Семьдесят профессиональных инженеров — такой персонал позволяет нам брать значительные объемы работ и выступать генподрядчиками в глобальных проектах. Соответственно, развитие и обучение сотрудников мы считаем приоритетом нашей политики. Наши работники регулярно проходят специализированные курсы по повышению квалификации. Это касается не только инженерного состава, но и административного, и маркетингового. Например, в прошлом году руководители проектов компании прошли обучение по программе «Управление проектом на основе стандарта ANSI PMI PMBOK® Guide 2004» и получили сертификаты соответствия этому международному нормативу.

— Наверное, немаловажное значение имеет и эффективная организация работы?

— Конечно. В настоящее время в Москве у нас расположен головной офис. Здесь находятся инженерный департамент и департамент управления проектами; здесь же осуществляется координация работы всей компании. Есть ещё специальное подразделение, которое оказывает услуги по сборке и стендовой отладке штучных низковольтных комплексных устройств, объединяющих отдельные компоненты автоматизированных систем управления в функционально законченные модули. Кроме того, компания имеет представительства в Вологде и в Уфе. Развитие сети представительств необходимо для полноценной и оперативной поддержки наших клиентов.

— Какие ставятся задачи в рамках стратегии развития ЭНПРО?

— Сейчас перед нами стоят несколько задач. Одна из них, о которой я уже говорил, это организация работ по проектированию и строительству электросетевых объектов. Ещё год назад мы задумывались об этом направлении деятельности, однако для полноценной работы необходимы квалифицированные специалисты. Это принципиально новый уровень и работы, и ответственности.

В целом могу сказать, что мы продолжаем наращивать инженерный потенциал, решать более сложные и нестандартные задачи, перенимать опыт мировых лидеров отрасли. Мы уверены в успехе нашего будущего!

К началу интервью       PDF-версия

Назад в раздел